С тех пор как в августе 2011 года были утверждены результаты кадастровой оценки земель Челябинской области по состоянию на 01.01.2010 года, земельный налог за большую часть земельных участков, их выкупная стоимость или арендные платежи выросли в несколько раз.

Как показала практика, в основной мере утвержденные результаты государственной оценки земель населенных пунктов Челябинской области были неверными, в результате чего многие компании обратились с исковыми заявлениями в суд и установили кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости, после чего сдали уточненные декларации по земельному налогу.

Однако уже по истечении нескольких месяцев многие компании были привлечены  к ответственности за неуплату земельного налога в полном объеме.

С чем это связано? С тем, что одновременно в отношении земельных участков компаний действует два документа: Постановление Правительства Челябинской области и решение арбитражного суда. И законодательно не урегулировано, какой из этих документов должен быть в приоритете при расчете налога за текущий год. Даже Минфин РФ по этому поводу занимает различные позиции:

— Первая позиция Минфина говорит о том, что кадастровая стоимость земельного участка,  установленная как рыночная по решению суда, применяется с момента утверждения результатов кадастровой стоимости земельных участков (письмо Минфина от 03.06.13 № 03-05-04-02/20217, 30.10.12  № 03-05-05-02/111);

— Вторая позиция Минфина заключается в том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная как рыночная по решению суда, применяется с момента вступления решения суда в законную силу (письмо Минфина от 05.09.2013  №03-05-05-02/36540);

— Согласно третьей позиции Минфина, кадастровая стоимость земельного участка, установленная как рыночная по решению суда, применяется с момента внесения указанной стоимости в земельный кадастр недвижимости (письмо Минфин от 12.07.13 №03-05-05-02/27214);

— Четвертое мнение Минфина состоит в том, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная как рыночная по решению суда, применяется со следующего календарного года (письмо Минфина от 18.04.13 № 03-05-05-02/13352).

Как разрешить эту коллизию? Ключ к решению данной проблемы заключается в оспаривании Постановления Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года за №284-П «Об утверждение результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» и признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области в части конкретных земельных участков.

В будущем аналогичная практика будет и с объектами недвижимости (административные здания, склады, производственные площади, квартиры, дома).

В первую очередь (и это не вызывает уже практически никаких споров), это коснется плательщиков УСН и ЕНВД. Федеральным законом от 02.04.14 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» установлена обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. Соответствующие поправки вносятся в статьи 346.11 и 346.26 НК РФ.

Кроме того, физические лица, не получившие уведомление на уплату налога на имущество, обязаны сообщить в налоговые органы о наличии у них недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Соответствующее дополнение внесено в статью 23 Налогового кодекса РФ (сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов должно представляться в налоговый орган по месту жительства однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).

За непредставление (несвоевременное представление) указанных сведений введена налоговая ответственность, предусматривающая взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Кроме того, ст.378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество для всех остальных организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Однако такой расчет будет осуществляться только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Соответственно, после установления Челябинской областью

Призываю, всех собственников запросить информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимости и заблаговременно защитить себя от правовых коллизий.

  1. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.